Приветствуем Вас на сайте о том, от чего не завит счастье, а зависит от его количества Cайт raha.ru основан в 2003 году и поначалу пропагандировал хоккей. В 2006 году он изменил тематику, заговорив о деньгах ( рублях, долларах, евро, юанях ...), нумизматике и финансах. Вашему вниманию представлены КАТАЛОГ и КАТАЛОГ ЕВРО.  Добро пожаловать!

Тотем, Талисман сайта - Черепаха

Новость на Newsland: Европейский долговой кризис расползается по Старому Свету

Европейский долговой кризис продолжает свое шествие по Старому Свету. После Греции пришла очередь Ирландии. Этот "кельтский тигр", как до недавнего времени называли "зеленый остров", пал жертвой собственных успехов. Что особенно примечательно – новая жертва по всем параметрам отличается от предыдущей, то есть от Греции. Последняя – страна православная, Ирландия – католическая; одна южная, балканская, вторая – северная. Греция в XX веке прожила много лет под пятой диктатуры, Ирландия никогда ее не знала. Афины традиционно близки с восточным миром, с наследием Османской империи, Дублин – с самым передовым англосаксонским миром. Однако оказалось, что перед последствиями несбалансированной экономики все равны.

Резкий экономический рост Ирландии начался в 80-е годы, дав повод аналитикам говорить об "ирландском чуде". Быстрые темпы развития позволили начаться кредитному буму и надуваться так называемому "пузырю недвижимости". Однако в 2007 году стала очевидна исчерпанность прежней модели развития. А глобальный экономический кризис и вовсе приостановил рост ВВП страны, который уже в первый год кризиса упал на 8,5 %.

В итоге закрылись многие предприятия и компании. Число безработных в маленькой стране (ее население составляет около 4 миллионов человек) выросло до рекордных 326 тысяч человек – почти каждый пятый трудоспособный житель. Макроэкономический кризис повлек за собой банковский. Начали рушиться системообразующие банки, такие как Anglo Irish Bank, AIB и Irish Nationwide Building Society.

Для небольшой страны груз проблем оказался неподъемным. Правительство прибегло ко всемерному урезанию трат и введению новых налогов, были отменены многие социальные пособия. Это вызвало протесты такого масштаба, которого не помнит нынешнее поколение. На улицы Дублина выходило до 120 тысяч человек с требованием отменить наступление на их права. Протестующие студенты объединялись с пенсионерами. Обе эти группы считали себя пострадавшими, например, правительство предполагало ввести плату за обучение, и ответом ему был лозунг: "Образование – это право, а не привилегия!".

Но худшее было еще впереди. Правительству пришлось принимать меры для спасения банковской системы Ирландии. Оно обошлось в 50 миллиардов евро – огромная сумма для небольшой страны. В итоге Ирландию захлестнула вторая волна кризиса. К концу года бюджетный дефицит может достичь 32 % ВВП – рекорд для Европы. Цифра может снизиться, если Дублин будет финансировать программу спасения банков за счет помощи Евросоюза.

Проблемами Ирландии живо заинтересовался Брюссель – стало очевидно, что эта страна – следующая в очереди на спасение от дефолта. В противном случае ей грозит полный экономический крах.

Вопрос о помощи Ирландии приобрел небывалую остроту. Ведь полный пакет содействия ее финансам оценивается экономистами в 130 миллиардов евро. Это ляжет тяжелым бременем на бюджет Евросоюза и его банков – с учетом уже оказываемой помощи Греции. В прямой связи с этими спорами находится вопрос о принятии бюджета Евросоюза на следующий год, который дискутируется столь остро впервые с 1988 года. Причиной противоречий на совместном заседании Европарламента и комитета министров финансов стало предложение Еврокомиссии об увеличении расходов на 6,2 %. Ряд стран (в том числе Великобритания, Нидерланды и Швеция) сочли это "неэтичным" в период общего сокращения бюджетных расходов. Их контрпредложение – увеличить бюджетные расходы на 2,9 %.

Там же в Брюсселе дебатировался вопрос об оказании помощи Ирландии, ведь ее дефолт чреват общим кризисом еврозоны и резким падением евро. Президент Португалии Анибал Каваку Силва сказал, что "ирландский кризис грозит негативными последствиями и для Португалии, и для международных рынков". А его страна дышит в затылок Ирландии в вышеотмеченном чреном списке преддефолтных стран. Положение усугублялось тем, что правительство в Дублине отказывалось принимать помощь от Евросоюза. Так оно поступало по нескольким причинам, главным образом не желая брать на себя выполнение строгих обязательств, которые были бы ему навязаны. Среди них – поднятие корпоративного налога, который сегодня в Ирландии – один из самых низких в Европе, что привлекает инвесторов из Америки. Берлин даже предъявил Дублину нечто вроде ультиматума, требуя обратиться за помощью, не оттягивая неизбежное.

17 ноября было, наконец, официально заявлено, что Ирландия может рассчитывать на помощь Евросоюза. В случае обращения Дублина поддержку ему могут оказать как Брюссель, так и Международный валютный фонд. Глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер сказал, что Ирландии следует как можно быстрее определиться. Судя по всему, решение об обращении за помощью будет принято ирландским правительством в ближайшие дни.

Кризис в Греции и Ирландии и возможные кризисы в Португалии и Испании ясно показывают исчерпанность нынешней европейской модели социально-экономического устройства. Без революционных изменений в этой сфере обойтись нельзя. Ведь уже помощь одной Греции обошлась Евросоюзу так дорого, что чуть не развалила европейское единство из-за протестов, например, внутри Германии. "Богатые" страны протестуют против помощи "бедным", которых они обвиняют в безответственном поведении и отсутствии элементарной дисциплины. Немало протестов вызывает и помощь финансовым институтам, в первую очередь, банкам. Тут как ни странно, сходятся и левые, и правые. Первые критикуют такую помощь за то, что спасают не людей, а тех, кто привел к кризису. Вторые за то, что поддержка оказывается тем, кто доказал свою слабость и неумение принимать верные решения – за счет тех, кто вел себя правильно.

Европа должна решить, как развиваться далее, с перспективой на 20-30 лет. Как будут финансироваться пенсии, какова окажется роль социального государства, пределы влияния рынков. До последнего момента "неудобные" вопросы удавалось не задавать, всякий раз находя спасение, не требующее кардинальных изменений. Но, видимо, этой эпохе приходит конец. Социальная борьба обостряется и терпение людей иссякает. Гражданское общество уже показало свое умение протестовать. Ответный ход – за политиками.